9 апреля 1996 года. Газета «Подробности»
13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению челюскинцев.
Лето 1933 года. Узкой полоской воды между чукотским берегом и кромкой океанского льда осторожно плывет пароход, обыкновенное ледокольное судно «Челюскин».
В 1933 году на «Челюскине» предпринимается попытка за одну навигацию проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток.
19 сентября ледяные торосы зажимают пароход. «Челюскин» останавливается. Несколько раз он еще пытается протаранить льды, но тщетно. Окруженное льдами судно начинает дрейфовать назад. До Тихого океана, между тем, оставалось пройти всего триста миль. Лед давит на стальную обшивку корабля, она трещит, как орех. Наступает полярная ночь.
Тяжелые белые глыбы громоздятся вокруг парохода, под напором льда расходятся швы, внутрь «Челюскина» проникает вода.
В ночь на 13 февраля 1934 года раздавленный льдами корабль уходит на дно Чукотского моря. Участники рейда, 104 человека, остаются на льдине. Вокруг только белое пространство, белое безмолвие на тысячи километров…
Вспомнить подробности этой героической саги в истории Страны Советов могут сегодня, наверное, человека три-четыре, «иных уж нет»… Один из очевидцев и участников челюскинской эпопеи — Ибрагим Гафурович Факидов, ученый-физик, проживает в Екатеринбурге. Он один из старейшин Уральского отделения Российской Академии наук. А тогда, в тридцать четвертом, ему было двадцать семь лет.
Факидов:
— Еще за несколько недель до гибели «Челюскина» была установлена брезентовая палатка примерно в полукилометре от парохода. Мы с капитаном Ворониным решили вести из нее наблюдения за перемещением льдов. Кроме того, я с помощью магнитометра изучал магнитные параметры Земли. И вот, проводя эти измерения, я заметил, что уровни, которые находятся на стойке моего магнитного теодолита, какие-то движения совершают. А так внешне ничего не заметно, даже ветра нет… По существу, мне открылось тогда интересное явление: вибрация льдов…
Я держу в руках снимок, которому уже полвека. Это Ибрагим Факидов в те дни. Человек, похожий на моржа: лицо, борода, шапка — все заиндевело, покрыто ледяной коркой. Даже от фотографии веет полярной стужей.
Факидов:
— Борода и сосульки от холода защищали, и потом, я ведь с бороды мог какие-то капли пресной воды проглотить. Это просто спасало. Там же соленая вода кругом.
Как будто о мелочах рассказывает Ибрагим Гафурович: подумаешь, сосульки на бороде. А ведь из таких вот «мелочей» и состоит история освоения Северного морского пути.
…Великая северная экспедиция (1733-1743 гг.).
…Первое сквозное плавание по Северному морскому пути в 1878-1879 гг.
…В 1909 году со стапелей Невского судостроительного завода сошли два ледокольных парохода — «Таймыр» и «Вайгач». Они впервые прошли Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.
…В декабре 1923 года постановлением СНК СССР создано Главное управление Севморпути: «Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить плавание по этому пути».
Кажется, все это было так давно, и ни к чему ворошить прошлое… И все-таки мы должны попытаться решить для себя: была ли эпопея челюскинцев подвигом? Или преступлением? Не Сталин ли «организовал» всю эту историю?
Факидов:
— Это была научная и практическая хозяйственная задача российских масштабов. При чем тут Сталин?
Виноградов, академик, участник первой антарктической экспедиции:
— Сейчас многие ищут и находят немало огрехов в подготовке и проведении экспедиции. Мол, и пароход нам датчане продали ненадежный, и многое другое. Но все-таки рейс «Челюскина» готовился куда серьезнее, чем многие нынешние рейсы лайнеров на море и в воздухе. По-прежнему над всем у нас царствует «давай-давай».
Чилингаров, президент Российской ассоциации полярников:
— Это подвиг. Как и многое в нашей истории, соединенный с трагедией. Ярлык «преступление» к челюскинским событиям не клеится… Нынче вот группа российских мэров собралась на экскурсию на Северный полюс. Не лучше ли им потратить силы и средства на то, чтобы построить полярникам жилье в своих регионах, но не по нынешним бешеным ценам?
Виноградов:
— В тридцатые-сороковые годы на первое место в освоении Арктики у нас выходил оборонный аспект. Если бы с Транссибом случились военные неожиданности, страна оказалась бы разорванной на части. Севморпуть гарантировал от таких неожиданностей.
Вернемся в тридцать четвертый год. «Челюскин» тонет, раздавленный сжатием льдов. Через несколько часов об этом узнает Москва. «Всем полярным станциям» предложено вести беспрерывное дежурство по приему радиограмм тов. Шмидта и передавать их вне всякой очереди. Полярным станциям восточного сектора предложено четыре раза в сутки давать сводки о состоянии погоды, положении льда и подготовке как транспорта, так и организации промежуточных продовольственных и кормовых баз… Председатель правительственной комиссии В. Куйбышев.
Из дневника челюскинцев: «4 марта. Уже 19 суток на льду, а самолета все нет».
Из телеграммы Советского правительства пилотам Ляпидевскому, Ливаневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину: «ВОСХИЩЕНЫ ВАШЕЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПО СПАСЕНИЮ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ. ГОРДИМСЯ ВАШЕЙ ПОБЕДОЙ НАД СИЛАМИ СТИХИИ».
Я читаю эти документы, разговариваю с Факидовым — берет досада: отчего мы так восторгаемся американцами, спасающими своих граждан, в какой бы точке земного шара они ни оказались, отчего с таким упоением смотрим фильмы про такие чужеземные истории, а сами… Сами докатились, дожили до того, что целую группу своих ребят, гражданских летчиков, не можем вызволить из афганского плена.
Это у России-то сил для этого не хватает? Ну, давайте выпишем для этого американское спецподразделение. Эх, Россия…
Проходя по екатеринбургской улице Челюскинцев, вспомним героев собственного Отечества.
Ибрагим Гафурович рассказывает, как в долгие, длинные дни и ночи вынужденного ледяного плена он со своими товарищами ходил по палаткам и читал ослабевшим людям пушкинского «Медного всадника»:
«Осада! Приступ! Злые волны, как воры, лезут в окна. Челны с разбега стекла бьют кормой…»
Вспомните российский челн 1934 года «Челюскин».
Кое-чем есть гордиться и нам.
Геннадий Шеваров